•  

21

ноября

13:54

Лазер + винил = ELP

автор: Платон Харитонов

За окном эпоха цифрового звука, всюду CD, SACD, DVD-Audio, MP3 в конце концов. Музыка стала карманной, удобной для потребления (я сознательно не использовал термин «прослушивания»), а музыкальные цифровые консервы получили огромную фору перед старыми технологиями хранения аудиоконтента: возможность копирования без потерь аудиоинформации. Любители не-цифрового звука в наше время выглядят мастодонтами. DJ’и, традиционно считавшиеся стабильными потребителями виниловой массы, и те в последнее время изрядно «оцифровались». Однако по какой-то причине, большие тяжёлые чёрные виниловые туши, размеренно вращающиеся на маховиках «вертушек» до сих пор не собираются вымирать, периодически переживая невесть какой по счёту ренессанс. Дабы не разводить священную войну «цифра VS аналог», ограничусь кратким перечнем достоинств и недостатков виниловых пластинок, как основного формата аналогового аудио. В плюсы стоит отнести мягкий характер звучания с минимальным количеством фазовых искажений, звук, не подвергавшийся вивисекционистской процедуре оцифровки, широкий динамичесский диапазон, ну и определённый шарм больших конвертов (ха-ха). Минусы – занимают много места, требуют бережного отношения (боятся пыли, нагрева, изгиба), потрескивают при воспроизведении, звук деградирует после каждого прослушивания, дороги. Готовы ради плюсов мириться с минусами? Если готовы, но не прочь бы хотя бы с парой минусов разделаться, то приготовьтесь к большим тратам.

ELP Japan изготавливает один из самых необычных аппаратов для воспроизведения виниловых пластинок. Необычность его заключается не в том, что воспроизведение «винила» по простоте и удобству не отличается от того же CD: у вас в руках пульт, возможность быстрого доступа к произвольной дорожке, загрузка диска в аппарат проста, как в случае CD-привода (просто кладёте диск на маховик, расположенный на лотке, и задвигаете лоток в недра аппарата). Нажимаете «Play» и потекла музыка.

Лазерная головка, вид снизу.Но это ещё не всё. Точнее, это совсем не главное. Главное – методика, с помощью которой снимается аудиоинформация с диска. Иглы, да и прывычного звукоснимателя, у аппарата нет (!). Позвольте, спросит внимательный читатель, как же так. А вот тут и начинается самое интересное. Аудиоинформация снимается с канавок на диске при помощи системы из пяти лазеров. Один «отслеживает» глубину дорожки, два других – следят за её краями, два оставшихся «светят» на стенки канавки, на которых, собственно, и содержится непосредственно запись. При этом никаких цифровых преобразований звука не производится – вся эта лазерная система от начала до конца аналоговая. Монструозная, на первый взгляд, конструкция, с изяществом  плюёт на износ канавки на диске. Хитрость в том, что лазер бежит по той части поверхности дорожки, «добраться» до которой не может даже «навороченная» эллиптическая игла, и потому эта часть дорожки остаётся практически нетронутой даже спустя годы прослушивания диска. Не пугают это чудо техники и трещины (заиграет даже расколотый диск, если аккуратно собрать его осколки на «вертушке» воедино!). Ну и кроме того, поскольку нет иглы, а соответственно, и механического контакта между пластинкой и иглой, нет и износа диска. Иными словами, пластинку можно слушать сколь угодно долго, со звуком ничего не случится, он не станет хуже.

Для сравнения, одна и та же запись, воспроизведённая на стандартном проигрывателе, с иглой, и ELP (да да, я понимаю, что оценивать звук виниловой вертушки верхнего диапазона на MP3 – это смешно, но разница настолько значительная, что такой способ «работает»):
My Old Kentucky Home – Needle(1.8mb MP3)
My Old Kentucky Home – Laser Turntable(2.5mb MP3)

Внимательный читатель наверняка уже ожидает подвоха. Ну не может быть так, чтобы всё было так беспросветно хорошо, иначе бы название «ELP» было бы на слуху, а эта вертушка была бы у каждого второго любителя винила, чего не наблюдается. И он прав. Аппарат, разрабатывавшийся аж 20 лет, получился очень дорогим. Цена освежает. В зависимости от «навороченности» аппарата, ценник варьируется в диапазоне $10000-$15000. Цена пересылки из Японии ($400-$800) на этом фоне не кажется такой уж высокой. Однако, если подумать, такая цена вполне закономерна: высокоточная механика, не имеющая аналогов оптика и электроника, сами по себе не могут стоить дёшево. Плюс ручная сборка и исключительность самого аппарата (до сих пор собрано и продано менее 2000 проигрывателей). Есть ограничения и на сами пластинки: прозрачный и цветной винил вызывает у аппарата определённые сложности при воспроизведении. Пыль тоже может сбить его с толку (аксессуары для борьбы с пылью ELP предлагают, как опцию, и это ещё $3000).

У ELP Japan, ввиду специфики их продукта, весьма своеобразная клиентура: государственные организации, осуществляющие оцифровку аудиоархивов (например, Национальная Библиотека Канады), обеспеченные аудиофилы, музыканты (у Keith Jarreth, например, много лет такая вертушка).

Если платить такие деньги не хочется, можете попробовать считать звук с винила при помощи лазера самостоятельно (хе-хе-хе):

(Either JavaScript is not active or you are using an old version of Adobe Flash Player. Please install the newest Flash Player.)

P.S. Г-н Санджи Чиба, директор ELP Japan – приятнейший человек, переписываться с которым мне доставляет огромное удовольствие.

P.P.S. Вот ещё пара обзоров на SoundStage и StereoTimes. Если кого-то сильно заинтересует сравнение в звучании ELP и традиционных вертушек – могу занести в офис референсный CD от ELP. После прослушивания, комментарии будут излишни 8) И да, это не реклама, мне за это не платят 8)

Метки: ,
рейтинг публикации (+3)
 
Загрузка... Загрузка...

Комментарии: 18

mikezuev

Михаил Зуев

21.11.2009 в 14:30

Давно я знал про эту штучЬЬЬку. Новостью для меня стало то, что ты знаком с выпускающей компанией лично.

Аппарат реально state-of-art. Еще один пример того, как деньги зарабатываются на больных людях. Аудиофилия — это болезнь, причем страшнее меломании. Меломанию, как легкий головняк анальгинчиком, можно mp3-шкой в метро через дерьмовые наушники-вкладыши подлечить, а вот аудиофилию так не лечат. Там — длительное течение болезни, с обострениями и ремиссиями, и с неуклонным перетеканием десятков (минимум) тыщь долларов понятно куда.

mikezuev

Михаил Зуев

21.11.2009 в 14:47

Добавлю слеККа.

Когда я первый раз попал в Нью-Йорк, дело было вечером, делать было нечего — тем более в субботу. Ну и пошел я гулять. На Манхэттене набрел на аудио-лавочку. Там при входе всякие панасоники за $200, а в глубине — аудиофильский отдел. Посетителей нет, продавцы (два штук) скучают, я тоже, слово за слово… Полчаса трепались о том, кто же покупает в аудиофильской секции.

И тут мне продавец говорит — хочешь бесплатный цирк? Ессно, хочу. Щаз, говорит, придет парочка — слушать коннект-кабель за $1300 (вакуумная оболочка, бескислородная медь, золотые контакты, сертификат с голографией).

И они пришли. Ему — около 60, ей столько же. У него в глазах вожделение, у нее — тоска (очевидно, по очередной дырке в семейном бюджете). Отслушали за час. Купили.

Когда ушли, я продавца спрашиваю — ты чего про эту публику думаешь? Ответ был приблизительно такой: fuckin’ crazies.

И смех, и грех.

haplishe

Платон Харитонов

21.11.2009 в 15:20

… да да, при том, что уже все вменяемые люди поняли, что будь то Van Der Hull, что пара кусков ржавой проволоки – разница отсутствует… особенно веселит Denon’овский патчкорд за $500… тваюмать, метровый кусок витой пары с разъёмами за пол-килобакса… на мой взгляд – апофеоз тупизма 8)) и при этом это ещё не потолок цен 8)

… аудиофилия и в самом деле не лечится, лишь вгоняется в неустойчивую ремиссию очередной покупкой очередной железки… я вот как-то «соскочил» с этой иглы, собрав систему, которая меня до сих пор устраивает 8)

haplishe

Платон Харитонов

21.11.2009 в 15:26

… я бы не был столь категоричен, они делают благое дело, так как работают на сохранение музыкального наследия, хранящегося в крупных аудиотеках… ну а больные на всю голову аудиофилы к ним относятся несколько скептически, у них другие фетиши… ну вот, Goldmund The Reference II… $300000

DMZ

Дмитрий Зуев

21.11.2009 в 16:05

Да, вот это монструозная штука. Мне это кажется каким-то таким криком в пустыне, когда из последних сил сопротивляются приходу нового и готовы платить за проигрыватель деньги, на которые можно купить подержанную машину)

На самом деле у меня такая же фигня с видео, только в сторону прогресса. Готов переплачивать, если качество картинки на экране будет хоть на 15% лучше. Причем переплачивать как за носитель, так и за экран

haplishe

Платон Харитонов

21.11.2009 в 17:13

… тут всё не так однозначно… видеотехнологии развиваются однозначно в сторону улучшения изображения, шаг за шагом, и всегда удешевление нового носителя по отношению к прежнему не мешало ему становиться качественнее! потому твой интерес понятен и абсолютно правилен, согласен с тобой всецело… я не очень представляю себе человека, охотящегося за винтажной видеотехникой… за каким-нибудь двухголовочным VHS-видеомагнитофоном, например ;))

… а вот с аудиотехникой всё не столь прямолинейно, она развивалась скачкообразно, и далеко не каждый скачок приводил к росту качествва звука… баталии относительно того, что CD, пришедший на смену винилу, звучит хуже, не стихают до сих пор… но он удобнее в использовании на порядок и дешевле в производстве, что и обеспечило его победу… странности, кстати, не прекращаются… DVD-Audio, который по качеству «впереди планеты всей», по стоимости производства сопоставим с CD, а аппаратура для воспроизведения которого недорога, не развивается, так как большинство слушателей устраивает звук MP3… (что меня вообще вымораживает, так это то, что многие пользуются комплектными наушниками за $5, годящимися разве что для использования в качестве телефонной гарнитуры)… но «большинство» не значит «все»… потому-то любители честного звука и охотятся за винтажными вертушками и усилителями 80-х годов…

DMZ

Дмитрий Зуев

21.11.2009 в 20:10

Да, тут посложнее. Я вообще за качество во всем, начиная от качества картинки на экране и заканчивая качеством сендвича в тарелке, но в плане музыки максимум на что меня хватает – это loseless – FLAC и ALAC)

haplishe

Платон Харитонов

21.11.2009 в 21:24

… я не сказал бы, что я «вообще за качество во всем»… зачастую качество по показаниям осциллографа не имет ничего общего с эмоциональным вовлечением зрителя/слушателя… да, треск и щелчки винилового диска для многих – его недостаток, но для меня в этом есть своё обаяние… я готов мириться с этими дефектами звучания ради эмоций, которые я испытываю от прослушивания Le Quatro Stagioni (»Времена года») в испонении итальянцев под руководством Claudio Scimone… например 8)

Евгений Храмов

Евгений Храмов

21.11.2009 в 17:21

Здесь – другое… Это для истинных ценителей. Думаю, что не винила, а эпохи, но не формы. Когда-то давно в самом начале Брюсова переулка (на пересечении с Большой Никитской), если не ошибаюсь, был замечательный магазинчик, в котором можно было купить практически доисторический винил. Начиная от театральных дисков с фонограммами (у меня была такая подборка, но это тема отдельного поста) и заканчивая тлетворным влиянием акул империализьма… Для посетителей этого магазинчика этот аппарат, для них, родимых…

haplishe

Платон Харитонов

21.11.2009 в 17:24

… и для завсегдатаев почившего в бозе «Records» на Арбате и для vinyl hunter’ов со старой «Горбушки»… да да, для них это всё 8)

Евгений Храмов

Евгений Храмов

21.11.2009 в 22:19

… и всплакнём о московском рок-клубе, по странной иронии находившемся в Старопанском переулке, что рядом с Красной Площадью, и особливо об его доске объявлений… Вееечнаяяя паааамять…

Мине дико интересно, а что есть в памяти нынешних владельцев айподов?

haplishe

Платон Харитонов

22.11.2009 в 00:43

… закрытие Napster’а должны помнить… Это я тебе, как владелец айпода, говорю ;)

DMZ

Дмитрий Зуев

22.11.2009 в 01:07

Мой первый iPod был с жестким диском на 40 гигабайт и черно-белым экраном с синей подсветкой, если мне не изменяет память – вообще второй iPod, после первого, который был с реальными кнопками.

Я ничего не помню о музыке, которая в нем была, но зато помню как я его покупал, с кем, в каком магазине и как был рад, ведь тогда это все было редким стафом – все ходили с дисковыми плеерами или с китайскими iRiver)

А – еще помню как в результате этого впервые столкнулся с iTunes и с этого началась наша история ненависти, переросшей в любовь.

haplishe

Платон Харитонов

22.11.2009 в 08:33

… мой первый iPod был почти таким же, как твой, 20Gb, только следующего поколения, G3-й, у которого колесо «кликалось», а кнопки над ним убрали, тоже с чёрно-белым экраном и приятным бонусом в виде поддержки FireWire… был продан в прошлом году коллекционеру…

… любовь к iTunes приходит после осознания необходимости поддерживать фонотеку в «ухоженном» состоянии, не лениться прописывать теги, например 8))

… вот вспомни, откуда тогда музыку качали?

DMZ

Дмитрий Зуев

23.11.2009 в 00:00

Зайцев нет всякие и прочие ужасные помойки Рунета. Хотя я помню с этого перешел на почивший Allofmp3.com

Да – плюс iTunes именно что в организации, в противовес любителям сваливать тыщу mp3-файлов в одну папку

mikezuev

Михаил Зуев

21.11.2009 в 20:32

«Да, вот это монструозная штука. Мне это кажется каким-то таким криком в пустыне, когда из последних сил сопротивляются приходу нового и готовы платить за проигрыватель деньги, на которые можно купить подержанную машину)»

Да вы сноб, батенька. На такие деньги можно и нужно купить НОВУЮ машину! АвтоВАЗ кто спасать будет, а?

haplishe

Платон Харитонов

21.11.2009 в 21:07

… аххахахахаха… у ВАЗа есть только один способ вырваться вперёд – сразу перейти к производству НЛО (С) 8)))

ooshkova

ooshkova

22.11.2009 в 16:44

За «Support Our Brands», как правило, следует «Support Our Troops». Может быть, автомобили и нужны ВАЗу и Москве, но городу Москва они точно не нужны, Вам не кажется? Ford умер. Да здравствует нисан! :)